|
Драгоценный обесцененный малыш. Повесть о
забытом прорыве советской авиации – от
состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события[1]. Справа – герой
тех событий и автор этих строк. |
Часть 22, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
Продолжение: опять "то, не знаю что" \ волокита \ опять партизанщина \ всё для Победы! \ центр силы \ ящик \ самовывоз \ |
Опять "то, не знаю что" В судьбе прибора
ПЗВЭ-2 большое значение играли именно афёры, хотя
начался он с конструкторских решений и расчётов. Правила внедрения были
созданы так, что всё могло переходить с этапа на этап только со всеми
предписанными согласованиями. И с точки зрения обеспечения надёжности
техники это было правильно. И не было правил кризисного
создания техники. Этому учила вторая мировая война. Опыт был, но во
многом так спорен и кризисен, что повторять его, а
тем более – узаконить, было не правильно.
От войны к войне ничто не повторяется. Но нам бы сохранить быстроту
создания и испытания новой техники. Торможение могло создать только
отставание. Оно и создалось. На случай войны в документации новых образцов
техники сохранили варианты возможных заменителей материалов.
Завод-приемник мог изменить технологии под свои возможности производства.
И создатели техники заводам в этом помогали. А кто и как мог помочь
создателям самой техники? В моих вариантах редуктора
компактность родилась за счёт применения длинного и тонкого вала ручки ввода
данных общей длиной около 110 мм при максимальной толщине 5 мм.
В начале и в конце были поверхности скольжения, позволяющие ручку
двигать вдоль оси для переключения зубчатой передачи. Между ними были
2 проточки, позволяющие механически подпружиненным шариком надёжно
фиксировать положения переключений. Но это ослабляло ось и делало её
капризной в изготовлении. Большое расстояние между опорными базами оси
затрудняло создание точных малолюфтовых опор.
Задний конец оси диаметром всего 2 мм я поместил в подшипник скольжения
в виде бронзовой втулки, в которой монтировал и узел тест-контроля. При
нажатии на ручку выдвигался шарик, надавливавший на микровыключатель.
Постановка там подшипника добавила бы люфты подшипника, ослабила бы точность
и надёжность тест-контроля. Погрешности
изготовления опорных втулок и опорных поверхностей (в них и на ручке) в сумме
с погрешностями установки крышки редуктора – дадут или болтание ручки
(при гарантированных зазорах) или необходимость растачивания опор в
собранном корпусе редуктора с крышкой и втулками опор ручки, чтобы не
столкнуться с возможностью затирания ручки. А для этого нужен
расточной резец, тонкий и длинный как ось ручки. Его сделать и заточить
труднее, чем сделать ось. И трудно при расточке дальнего малого
отверстия диаметром 4 мм на общую высоту проточки 55
мм - избежать дрожи резца, искажающего точность и чистоту поверхности.
А расточники МПКБ и это делали великолепно. Никогда от них не
слышал слово "невозможно". И первая конструкция была мной
создана именно с двумя опорными втулками под расточку их в сборе корпуса
редуктора. Большое расстояние между опорами создавало идеальные условия для
работы переключения зубчатой передачи. Для создания
компенсаторов несоосности – нет места. Но
одним из естественных компенсаторов мог бы быть обыкновенный шариковый
подшипник. И вторым вариантом я прочертил шариковый подшипник на ручке в
крышке редуктора. Тут, ближе к лицу прибора, стоит и фиксатор положения
переключений, поджимающий зазоры в опоре к одному краю. Отлично. Но … Производимые и
продаваемые подшипники были или чуть меньше, или чуть больше, чем нужно.
И ни меньший, ни больший – не годятся! Над ручкой стоит светоклин и счётчик. Они не дают ручку отодвинуть и
подшипник побольше вставить. Получается, что
подшипник нужного размера никто пока не производит. Его надо
произвести очень малой партией по числу производимых приборов ПЗВЭ-2. И дело не в том,
что его трудно сделать. Два кольца и кольцо-сепаратор[2] с несколькими
шариками. При этом шарики можно использовать уже производимые. А уж 2
кольца – не проблема. Но нет производств, выпускающих мелкие
подшипники сотнями или десятками. У всех – серийные линии
производительностью миллионами штук. Начертить подшипник не
сложно. Можно вообще запросить копию чертежа ближайшего аналога и изготовить
по нему чертёж подшипника нужных размеров, изготовить их сколько надо. Наше КБ само могло бы
сделать кольца подшипников, и сепараторы к ним, купив готовые шарики, и
собрать их. Кстати, шарики для фиксатора ручки, и фиксатор счётчика, и шарик
тест-контроля я в чертёж брал именно покупные, хотя в прибор их надо было
только 3. Но … Технологи и руководство
заявило, что они делать "самодельный" подшипник не будут, не
хотят. Это не покупной
элемент, если его нельзя купить, но в формулах расчётов коэффициентов
унификации прибора шарикоподшипник считается покупным элементом и
снижает расчётный коэффициент, а с ним – и учётное качество
прибора. Кстати, и с любым винтом, болтом и гайкой – то же самое, если
"крепёж" не купить, а сделать самому. Но купить и привезти кем-то
изготавливаемые винты-гайки в малых количествах бывает дороже, чем
сделать самому! И это горе-нормировщики не учли. Тот, кто требовал в новом
приборе сохранить максимум деталей от старого, - тоже желал иметь высокий
коэффициент унификации и применяемости, заимствования. Это и сохраняло
оснастку, технологии, сокращало сроки изготовления. Только не
позволяло сделать прибор в 10 раз точнее! Выходит, сделав прибор в 10
раз точнее, но не использовав старое, я по коэффициентам сделал его – хуже! А тут ещё и подшипник
подсовываю самодельный! Нет уж! И простейший подшипник стал
не опорой ручки прибора, а опорой вновь созданной проблемы в создании прибора - ради получения прибавки
к миражному коэффициенту. Во сколько времени и
рублей обойдётся создание сотни новых подшипников? По какой цене их придётся
купить и в каком году? Если их сделать на обычных
станках, то очень недорого. Но на серийной линии одна наладка станков линии
будет стоит сотен штук в брак. Зачем? Кто, когда и сколько его
ещё закажет, чтобы не простаивала налаженная производственная линия? Ведь,
согласовав типоразмер в каталог, его обязаны производить. И он не может стать в
каталоге с себе подобными по цене в 10-50 раз дороже. Тогда те, у кого не так
тесно, как в моём приборе сегодня, купят соседний по размеру дешевле. И размеры деталей изменят
под него. А муками внесённый в каталог – снимут с производства и
выбросят из каталога. Тогда зачем вся эта возня?
Ради коэффициента в одном приборе? Таких вопросов в дирекции КБ и не было. Я бы их объявил вредителями
и врагами народа, посадил бы в тюрьму на осмысление своих действий. Боинг
свой ультиматум не отменял. И быстро сделать прибор было стратегически важнее!
И не слишком уж дороже-то выходило! А они потребовали от меня начать согласование
производства 100 подшипников. |
Волокита Что значит - согласование и
производство ради добавки к коэффициенту? Это - переписка на несколько
лет, план-график создания опытной партии, её испытание. Формально – правильно. Но что там
испытывать? Предельные нагрузки такой конструкции можно и просчитать, и
даже предсказать. Каждый такой подшипник запросто прослужит дольше
всего прибора и самолёта – в десятки сроков эксплуатации. Это согласование - потерянное время
конструктора и предприятия. Создание чертежей
отложить, конструктор бегает с бумагами. Производство приборов отложить.
Самолёт подождёт … Нет, меня погрузили в
переписку … Отнятое время пойдёт на пользу Боингу, а не нам. Если согласователи зададут себе вопросы,
как и я в предыдущих абзацах, то они откажут в производстве, и месяцы или
годы переписки и согласования будут потрачены напрасно. Не будет ли это
означать приговор делать прибор только на втулках скольжения с совместной
расточкой в предварительной сборке? Своей головы для этого мало? Не примет ли
кто-то решение изготавливать нестандартный подшипник самостоятельно
мелкими партиями? Это и сегодня самим решить полезно. Я начертил подшипник,
написал спецификацию его деталей, включив серийно производимые шарики. Спустя
десятки лет я не помню, использовал ли какой из серийных сепараторов. Их
отдельно от подшипников не продавали, диаметр окружности размещения шариков
можно было предположить примерно. Я его в документах и не
назначал. Мне не дают
заглянуть чертежи. Мне тупо не дают данных и дат по моему прибору,
даже после снятия его с производства … Посчитал максимальную
нагрузку на него. Диаметр ручки в месте посадки подшипника – 5 мм. Дальше
немного диаметром 4 мм и из лицевой части она выходит диаметром 3 мм. Общий вылет из
редуктора от подшипника – 65 мм. Из "лица" на оси надета ручка
диаметром 11 мм и длиной 20 мм для вращения пальцами.
Ручка прибора и подшипник выдержат, даже если на ручку повесить авоську,
облокотиться (нечаянно) или нечаянно слегка сесть … Напечатал письма на
согласование. Подписанные письма можно
было бы разослать, теряя время на неспешность почты и прохождения по
канцеляриям и секретариатам, но я развёз их лично, чтобы не только выиграть
пару недель, но и познакомиться с теми, кто будет согласовывать,
обговорить с ними ситуацию. Я надеялся провернуть нечто похожее на производство
мной светоклиньев вне графиков
и официальных бумаг. Было смешно и идиотично: инженер с красным дипломом
МАТИ едет в НИИ подшипниковой промышленности согласовывать почти штучную
партию маленького ненагруженного подшипника. Вот нечего делать этому НИИ, как
эту хрень всерьёз рассматривать!? А они хоть бы выругали! Нет, взяли с серьёзными
лицами всё рассмотреть и согласовать! И никаких разговоров об
ускорении, а тем более – об изготовлении до согласования! Это же не кооператив по
ремонту примусов и самокатов! Всё, что сделали полезного, - дали телефоны и адреса
потенциальных изготовителей заказа. |
Опять партизанщина. Дирекции КБ эти адреса
даром не нужны. А я уже точно знал, как я их использую. Представим себе ГенШтаб, разрабатывающий стратегию боя с большим
противником. А тут маленький отряд партизан (пока один) ищет ещё
отряд на помощь, чтобы напасть на штаб и обоз врага … Связь с ГенШтабом есть, партизан включают в план ГенШтаба, как боевую единицу, которая ничего не будет
делать без приказа и согласования. А партизаны всё же готовятся
к самостоятельной атаке. Фигня для детского кино. Даже в кино партизаны
могут победить, а могут быть разбиты. И тогда у ГенШтаба на фронте – дыра вместо боевого отряда.
Но план писался летом, а атаковать придётся зимой следующего года и в лютый
мороз. И за год многое на фронте передвинется. Так не попробовать ли летом, пока противник не укрепился и не собрал
силы? Первым по списку стоял завод
в Загорске. Я позвонил Главному
Конструктору и Главному Технологу завода и попросил назначить совместную
встречу для неторопливого обсуждения заказа, т.к. по моему мнению, в НИИ
не поняли всю серьёзность, глядя в бумаги. Я почувствовал, как они
напряглись от такой моей формулировки. Им ещё не хватало головной боли после
всех согласований! - Конечно, приезжайте,
обсудим … Выписывая командировку, я
сказал, что НИИ, конечно, согласует, только у завода есть сомнения, и их надо
обсудить на месте. Междугородный телефон – инструмент разбалтывания
секретов. Меня на денёк отпустили. Завод находился недалеко от Сергиевой Лавры, так что мне мельком на обратном
пути досталось посмотреть и на город Загорск, и на монастырь. Было время
весенних церковных праздников, в монастыре и вокруг было много народа. Я приехал на завод рано утром,
как раз к окончанию их планёрок. От проходной меня проводили, поэтому бродить
и озираться, запоминать дорогу, - времени не было.
Главному Конструктору и Главному Технологу в помощь к решению моих проблем
осталась большая команда. Я выложил сначала бумаги для согласования, попросил
кого-нибудь отослать в канцелярию для регистрации под штампик
и подпись о приёме. Так в моей памяти не осталось, где это святое место.
Копии с отметками регистрации принесли быстро, но мы уже успели прочитать их
содержание по моей второй копии. Ничего их не насторожило. Всё обычно. Перешли к чертежу и
расчёту нагрузок. Обычный мелкий подшипник,
практически не нагруженный. Внутренний посадочный диаметр 5 мм. - А в чём проблемы? - А проблемы в том, что самолёт
стоит готовый, а прибора одного нет, а для него ещё вчера нужен в
каждый прибор – по одному такому подшипнику. - И сколько нужно всего? - Завтра надо штук 10,
а всего – штук 100. - А мы так не
умеем. У нас линии производят миллионами штук, сотнями – только
брак. Как мы линию запустим на 100 штук, если на наладку потратим больше?
Смеётесь? - Ну так меня и
послали по всем циркам страны, чтобы посмеялся. Видите, в списке из НИИ ваш
адрес стоит первым. Я ведь по телефону правду сказал, что по моему
мнению, в НИИ не поняли всю серьёзность, глядя в бумаги. Я был
прав? Вам, наверняка, этот заказ и прикатит. Времени на отказы и перезаказы давно нет. То, что Вы мне сказали, мне
слово в слово могут сказать на любом заводе. А вот где скажут,
что "Сделаем!"? И я им рассказал историю про
Боинг и их ультиматум. - Вам в Задание
это написать не смогут. Ультиматум публично не оглашён. Они знают, что у нас нет
самолётов, готовых полететь точнее сразу в 10 раз. А избежать
последствий ультиматума можно, только сделав самолёт и прибор. Самолёт уже
ждёт. Прибор мы без подшипника собрать не сможем. Меньше поставить
не позволит толщина оси ручки ввода данных. Больше поставить не
позволит счётчик над ручкой. И я показал копию
картинки лицевой панели с размерами и вид редуктора с их будущим подшипником.
Там действительно тесно. Я не сказал, что
вместо подшипника можно поставить бронзовую втулку. И из них это никто не
сказал. На чертеже – подшипник. Значит, нужен подшипник. Я не сказал, что
после получения прибора сам самолёт, возможно, долго придётся переделывать. А когда нет
всего двух колечек с 5 шариками, и их надо долго
согласовывать, – это выглядит чуть иначе. Я готов был, как
ни странно, что мне откажут, и я погрязну в езде по заводам, где мне будут
говорить одно и то же. Хотя вариант с бронзовой втулкой вместо подшипника у
меня был начерчен. Ситуация для меня - не безысходная. Подшипник
нужен к серийному варианту прибора. Только для установки
на все самолёты Аэрофлота их понадобится много больше. Но всё
равно – не миллионы, и даже не сотни тысяч. А при заказе 1000 штук
разговор о быстром изготовлении мог бы не состояться … Чутьё меня
тянуло к "золотой середине" или, вернее, к "золотому
краю". Но я готов был, как в
Обнинске, печатать договора и графики для согласований. Готов был проситься
на экскурсию по цехам. Был уверен, что мне в этом не откажут, так как больше
утешить не чем. В Обнинске я встретил рабочих, которые как в годы войны,
готовы были сделать "всё для Победы!" Есть ли такие тут? И что? Главный Конструктор берёт
трубку, звонит в токарный цех, спрашивает, кто на праздники дежурит. Ему
назвали. - А можно заменить Павла на
Петра? Начальник там согласен, не
спросил "зачем?", но перезвонит после
разговора с тем, кому предложено праздник провести в цеху. Имена условны, я их не
запомнил, так как их не скрывая, при всех присутствовавших названо было
много. Я понял: выбирались лучшие и надёжные. Кадры надо
знать в лицо и более, а не по бумагам. "Простой" станков случится потом
только в октябрьские праздники. В стране были три таких
празднества, на которые производства останавливали, но в их помещениях
присутствовали живые дежурные из числа работавших там в обычные дни. Это
Новый Год, Первомай до Дня Победы и Октябрьские (годовщины Революции 1917
года). Только токарь в токарном цехе в одиночку, без свидетелей мог сотворить
кольца, шлифовщик в шлифовочном – их прошлифовать по
нескольким размерам. Это огромный труд! Использовать надо несколько разных
станков. Штамповщик должен наштамповать сепараторы. Со склада готовые ведь не
возьмёшь. И лишних людей не надо впутывать. Но найдут ли готового
размера? Сделают ли новые штампы? Изменят ли размеры рабочих дорожек шариков?
Со мной это и не обсуждали. Я был уверен, что выберут из
готовых. Термист – закалит. Ему надо только
время работы печи. В сборочном соберёт сборщик. Но где-то должен быть и
дежурный электрик, который по приборам увидит, сколько в спящем заводе
работает станков и печей, приборов освещения. И не забьёт тревогу. Все
станки потом надо помыть и смазать, стружки убрать … - Скажи ему, что надо будет не посидеть, а
быстро сделать 150 пар колец. Всю партию надо выпустить за праздник. Чертёж
тебе сейчас принесут. Я понял, что я
попал на завод, который в войну давал продукцию фронту, а не справки собирал. Затем звонок с таким же
диалогом сделан шлифовщикам, термистам, штамповщикам, сборщикам, ОТК … Печати на дверях и
сигнализацию можно обмануть. Видеокамеры тогда были дороги, а дежурного на
мониторах – сильно облучало. Их и не было. Надёжнее – живыми глазами.
Красть-то в цехах нечего. За этим не полезут. Но вот если кто станки
испортит, завод выйдет из производственного ритма, - вред веером пойдёт по
отраслям потребителей. Но вот на моих глазах к глазам добавлялись руки, и
глаза охраны об этом не узнают … И в каждом месте "дежурить" пришлось бы не 1 смену. Нет, они никогда не причинят вред. Но сегодня им позарез
нужен подвиг. |
к оглавлению \ к продолжению: всё
для Победы! использованные статьи: "Катюша" на СТЗ-5-НАТИ \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \ "символ легальной советской каторги" \ "Последний вкладыш" \ История ракетной артиллерии \ калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ из интриг МПКБ "Восход" Видео-письмо №4
Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К.
\ письмо №4 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017
от Маленкова С.К. письмо №5 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\ Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву
(по теме "Бурана") Вибрация против
трения \ История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки
\ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор
\ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных
элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\ оперотряд \\ Олимпийский марафон \ Маленков Кузьма Илларионович \ из истории "Бурана" \ из подвигов в АвиаПроме \ из интриг МПКБ
"Восход" |
Большинство файлов сайта, и этой книги, были повреждены атаками хакеров в 2005-2007 годах.
Автора такие стрессы чуть не убили.
Но более 2 гб сайта восстановлено.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ продолжается, НЕ ЗАКОНЧЕНО!!!
ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2020 \ контакты \ дружественные
сайты
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и
текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Обновление:
01-01-2020fog
[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией
первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти
рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они
внедрены!
[2] Распределяет равномерно шарики по окружности подшипника.