buran.htm- Как начинался "Буран"? - статья Маленкова С.К.- журнал Гражданская инициатива на www.fogrin.narod.ru

[1]

ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА Ò

Журнал. Электронная версия.

Издание МО МОИП "Фонд гражданских инициатив" Ò

Как начинался "Буран"?

неизвестные пока (мои) истории

[2]

Сборник Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский – не только "Буран-Энергия" \ Известные истории о Буране \ неизвестные истории Как начинался "Буран"? \

Оглавление: Как начинался "Буран"? неизвестные истории

Как я ворвался в историю о "Буране" \ 10 лет спустя \ Незаменимые "отказники" \

Праздники со слезами \ Риски \ За двумя зайцами \ Второй "заяц" – лишний \ Меня поставили на слом \

Так опыт или перестраховка? \ Так теперь – в тюрьму? \ Презентация ИВСП \ Куда рванул "второй заяц"? \

Проект СВСП пошёл \ Мёртвое дитя \ Датчик-монстр \ Платы – в микросхемку! \

Бог-конструктор и бес \ Режимность \ Казус диссертации \ Жажда мести \ Уменьшим монстра? \

Ещё один самодур \ Волков \ Дообразование \ Важное пояснение \ Доучивают или отваживают? \\

месть вместо чести \

Как я ворвался в историю о "Буране"

Естественно, что в основе истории знаменитого космического челнока "Буран" стоит, конечно, его отец, автор проекта[3], - Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Он - не просто Главы в этой истории, он - многотомная история с многотомной предысторией и ракетного, и аэрокосмического освоения космоса.

"Буран" в его биографии – только 1 глава в серии историй.

Но при этом надо держать в памяти истории лёгкого космического самолёта (ЛКС[4]) Челомея в системе с ракетоносителем, его работу и на заводе №51, в ОКБ-51, в ОКБ-52[5] и на Тушинском машиностроительном (ТМЗ). Его тяжёлую ракету "Протон"[6] собрали[7] на заводе[8] в Филях ещё в середине 60-х[9].

Орбитальный космический самолёт М-19[10] спроектирован[11] был и Мясищевым В.М. в ОКБ-53.

Орбитальные космические корабли в СССР предлагались, проектировались, строились наряду с авиа- и ракетными носителями, испытывались, но не утверждались до появления сведений о реальном американском проекте "Звёздных войн" с околоземными реалиями.

При огромной секретности этих разработок – все они неизбежно были известны некоторому кругу лиц нашего КБ по простой причине – воздушно-космические аппараты неизбежно оснащались приёмниками воздушного давления (ПВД), всё разнообразие которых видно на самолётах, и они делались в нашем КБ. Делались больше, чем летало, т.к. пропадали вместе с невнедрёнными проектами, т. к. их конструкции привязаны к оригинальной аэродинамике каждого проекта летательного аппарата. К этому как-то спокойно относились.

27 января 1976 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №132-51 "О разработке МКС «Буран»" намечалась постройка многоразовой космической транспортной системы (МКТС) небывалых размеров и веса.

Разработка МКТС развернулась после выхода очередного Постановления от 17 февраля 1976 года, но проектные исследования начались ещё в 1975 году по инициативе В.II. Глушко в НПО "Энергия". Оно и стало головным по проекту. Но несколько лет о теме знали только очень большие начальники, а дело не двигалось.

На базе трёх КБ Министерства авиационной промышленности было образовано специализированное предприятие п/я В-8058 во главе с генеральным директором Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским, ставшее головным по разработке планера орбитального корабля (ОК) "Буран". Предприятие стало именоваться НПО "Молния". При этом у самого Лозино-Лозинского уже были аэрокосмические проекты "Бор", "Спираль"… Но приказано делать подобие американского "Шаттла".

Потом долгие годы при слове "Буран" окружающие напрягались, т.к. тема была связана с большой секретностью. Говорящий мог быть или сведущий, но без права говорить об этом, или - болтун, или провокатор.

Знавший ФИО конструктора по подписи на титуле в переписке, - не знал ничего о нём самом. Таковы правила работы с секретностью.

Но неизбежно проекты и фамилии Челомея, Мясищева, Лозинского знали. Знали и о свёртывании, закрытии их проектов. "Буран" был очередным, но к нему в КБ требовали изготовить не только ПВД.

С начала 80-х я нечаянно стал причастным к секретам темы, вернее, грубо влез в них.

Мне и во сне нельзя было говорить об этом. Я не знал и о Постановлениях, которые назвал. А в курилке между посвящёнными допустили трёп. И этого мне хватило для раскрутки и взятия работ на себя…

Но лет через 20, когда секретность сняли, оказалось много заинтересованных лиц в том, чтобы я молчал всегда.

Я начал с 97 года интернет-публикации, но мне стали стирать сайты и портить электронные архивы.

Но писать не мешали, не арестовывали, не вызывали в органы госбезопасности… Странно.

Мне создали так много проблем в жизни, что это должно было отбить охоту ещё чем-нибудь заниматься.

От решения проблем отказали и Управа, и Префектура, и мэрия Москвы, и прокуратуры, и органы МВД, и администрация Гаранта... То есть просто подвергли истязанию, сделали жизнь невыносимой. Я это назвал "Освенцим на дому". Хотя этот режим начался раньше.

Странный сговор после снятия секретности...

Я приступил уже к 3-й реставрации файлов после хакерских атак.

Мои комментарии надо непременно читать в тех точках, где они даны, т.к. они преодолевают недостаток информации, а иногда помогают избежать прерывание одной мысли – мыслью добавочной.

Интернет-версия v1.01.

12239646_1671724109748936_4920104988869237603_n_1

О "Буране", как и о его предшествен-никах, после его рассекречивания уже написано довольно много, много хроники и видео-хроники выставлено в интернете.

Естественно, что нет никакого интереса копировать известное.

Потому целью моей публикации является рассказ о неизвестных страницах истории этого замечатель-ного советского проекта.

Перед чтением моих воспоминаний рекомендую прочесть сначала Известные истории о Буране.

Буран не родился бы без уникальной ракеты Энергия, способной поднять и выкатить в космос "Буран" весом более 80 тонн.

Но она была уже не первой и не единственной в этом классе. Были, например, ракеты серии УР-200, УР-500, на которых вырос и "Протон".

Но в среде творцов баллистических ракет была своя борьба за бюджетные финансы, которых никак не могло хватать на все проекты. А с успехом носителя связаны и проекты "пассажиров".

Наше КБ авиапромовское, поэтому больше было привязано к носителям-самолётам, хотя делало ПВД для всех аэрокосмических аппаратов.

Обслуживание заказа космонавтики сулило неурядицы между министерствами. Но министерства космонавтики не было. На космос работало десятки министерств. Как потом опубликовали 50 лет спустя, на проект Энергия-Буран работало 86 министерств и ведомств, 1286 предприятий, более миллиона человек. А всем хочется стабильности загрузки и финансирования. А каждое согласование и изменение – горы договоров, бумаг и графиков. И то, что в такой толпе ведомств и предприятий делались сложные и успешные проекты – заслуга советского народного хозяйства, хотя его охаивать нашлось потом много любителей "Запада" и "свободного рынка". Но к этому проекту получили требования, которые десятки ведущих спецов КБ сочли неисполнимыми.

"Буран" готовый был оснащён сотнями уникальных систем управления движением и ориентации, как в космосе, так и в атмосфере разной плотности.

Астронавигация и радионаведение хороши, вычислитель сотен параметров - изумителен, но для возвращения домой и посадки был нужен блок "самолётного" управления "чемоданом с маленькими крылышками"... А это уже сваливалось нам. В КБ не было опыта управления такими объектами. Очень чуткая и быстрая система управления двигателями и рулями. Приборы к ней до меня тоже никто не брался делать. Сочли Задание неисполнимым.

А что было нашим руководителям известно о проектах ЛКС Челомея и М-19 Мясищева, где рвались к исполнению, не считая что-то неисполнимым? Что о них могли знать наши отказники? Мы о них не знали и после полёта "Бурана".

Время шло после отказа, а Задание с МПКБ "Восход" - не снимали. И эта ситуация опустилась до шуток в курилке.

А мне в ту пору даже знать об этой теме было не положено"...

Но мне чудом, случайно, удалось узнать о групповом отказе от проектирования. И удалось разболтать участников отказа, ознакомленных с Заданием. Чтобы в интересе был прок, мне нужны были конкретные цифры для проектирования, конкретика неисполнимости. Не за чудо, а за ужас я счёл то, что мне секреты выболтали. Секреты попали в хорошие руки. А могло же быть и хуже! И не меньшим чудом удалось дома ночами спроектировать авторитетно объявленное неисполнимым. Ключ к этому чуду создал я. Он состоял в ответе на вопросы "Что мешает выполнить Задание?" и потом "Что надо и можно нарушить в принятых нормах для исполнения задания?".

Для создания нового в технике необходимо изучить и понять весь предшествующий опыт. А у меня его не могло быть, т.к. такие обзоры для выпускников не делали ни в МАТИ, ни в МАИ. Хуже того, - такие обзоры не делали и для реальных практиков, для ведущих спецов, которые подписали отказы. Я несколько раз на полках библиотеки КБ находил журналы и отчёты[12], которые мне для ознакомления не давали, т.к. они были только для дирекции. Пардон, но они же были доступны библиотекарям… Чем я хуже?

Чтобы ответить на вопросы "Что мешает выполнить Задание?" и потом "Что надо и можно нарушить в принятых нормах для исполнения задания?", - надо знать намного больше, чем учили в ВУЗе, т.е. чему никогда нигде не учат в ВУЗе… Но и не учат начальники. Это рождается в головах не многих. И это может породить проблемы, но может их решить. Будь я начальником, хотел ли бы я, чтобы мой подчинённый заболел такими вопросами?

Как сказал бы за кадром голос Копеляна, "Об этом не пишут нигде, хотя и время давно пришло, но я всё же расскажу". Но об этом чуть потом.

А, чтобы не сгореть до начала полёта на посадку, нужна уникальная теплозащита из 30 000 плиток, выдерживающих нагрев до 2000 градусов Цельсия. Прогар хоть одной плитки, - и в борту будет дыра, через которую воздушный горячий поток может убить экипаж или даже разорвать "Буран". Тысячи самых лучших достижений – ничто, если случится обыкновенный прогар корпуса.

А как важен клей? Если сама плитка выдержит, но отскочит с клея? Тогда достоинству плитки и всей защите - грош цена.

А от этого, как я понимаю, можно было защититься стартом космолёта с самолёта-носителя и посадкой-стыковкой на него на больших высотах, до скоростей нагрева. В космосе её делают на намного больших скоростях.

Правда, это будет зависеть от наличия таких самолётов в зоне посадок, от их непрерывного содержания, от отсутствия состояния войны и действий ПВО противников… Не под всякую вынужденную посадку успеет прилететь и подставиться самолёт-спасатель. А вынужденные посадки полны неисправностями, а для посадки на самолёт-спасатель –" надо быть здоровым".

В космосе проблема "наоборот" - защита и экипажа от космического холода (термоизоляция) и обогрев. И эта защита тоже оригинальна и уже нарасхват для промышленных и бытовых целей.

И так - по любой из "тысячи мелочей"[13]

Но пока "тысячи мелочей" где-то делали, где-то, как в нашем МПКБ "Восход", от проектирования полностью и безнаказанно отказывались. Вели себя так, как коммерческая "лавочка", которой такой заказ не нужен. Без чувства необходимости исполнения поставленной задачи, без чувства ответственности за страну, без ответственности за то, что может произойти без создания в СССР противовеса американским "челнокам".

И в 60-70-е годы у США это уже было? Они свой проект космических челноков (Шаттл) начали внедрять раньше. Это уже не соревнование идей. Это – материализация нового оружия.

А нам это пока и не нужно было. Проекты Челомея, Мясищева и Лозинского, на которые истрачены миллиарды, - не завершены и закрыты. Освоенной системы выхода в космос, пребывания в нём и возвращения – как бы было достаточно. В СССР развивалась авиация с возможностью вылета в космос. Да народ и об этом не знал. Но грабежи спутников и иные диверсии в космосе - в СССР не планировали. Космос пока – зона мирного соперничества и сотрудничества.

Но США широко рекламировали свои бандитские намерения. Шаттлы США были не мирной космонавтикой, а военной программой, позволившей бы им маневрировать и воровать чужие (наши) спутники с орбиты в космосе.

Мы не могли позволить такой бандитизм в отношении своих спутников и пилотируемых станций.

Вылетающие ненадолго в космос самолёты от длительно летающих в космосе шаттлов с большой командой космонавтов-грабителей не могли защитить. Их подъём в космос – длителен, а нахождение в нём – скоротечно.

Непилотируемый космолёт медлительно реагирует из-за скоростей передачи-приёма команд с земли. Беспилотные челноки пока не могли быть полностью автономны, т.к. не было столь оперативных и ответственных эвм-мозгов. А связь с ЦУПом и выработка команд происходили слишком медленно. Роботы проиграли бы войну космонавтам.

Пилотируемый космолёт с 1 пилотом имеет малые возможности против шаттла с 5-8 космонавтами и против нескольких таких челноков. Большая команда космонавтов на Шаттлах США предполагала возможность и атак на пилотируемые капсулы наших космонавтов, их повреждение или захват.

Поэтому новые изобретения для создания нового типа ракет с космонавтами нам понадобилось так сразу, так много и так сложно!.. А где их взять? Родить в мозгах!

Это было сродни мозговым штурмам инженеров и промышленности в начале Великой Отечественной войны. Только формально война не была объявлена. А поражение могло прийти более быстро и крупно.

И многие созданные в этом мозговом штурме достижения важны не только для "Бурана", но и для предприятий, и для их продукции.

Итак, возвращение домой - самая короткая и сама простая задача, длящаяся всего несколько минут, но хоть какая-то неуспешность в ней - не допустима.

И часть этой задачи решили доверить МПКБ "Восход", где тогда я работал начинающим конструктором, хотя и окончившим МАТИ с "отличием". Я был просто "не в счёт".

Для меня стало чудовищным открытием, что много лет МПКБ "Восход" просто безнаказанно саботировало начало работ, прикрываясь неисполнимостью задания, признание неисполнимости которого подписали каждый из ведущих инженеров и конструкторов. И это Задание не отдали другим, кому удавалось уже проектировать аналогичное, не считая это неисполнимым.

Техническое Задание на систему разослали в 1976-м, в 77 году я, ничего не зная о проблемной теме, уходил[14] из КБ зарабатывать себе квартиру на стройках Олимпиады-80. И мой ведущий конструктор меня негласно[15] предупредил, что обратно может возврат не получиться. Некая тема "закроет" всё КБ или лучшие его отделы. Придётся самостоятельно искать иных работодателей. А для них я - человек "с улицы" и без практического опыта. Но закроются на многие годы лучшие из формально всегда "закрытых" фирм. На оставшихся доступных – можешь растерять знания и квалификацию. Это будет крах мечты и жизни…

Но мне надо было спасать семью из тесноты квартиры с пьющим тестем. Немыслимо было жить в комнате 5 м кв. на троих с женой и сыном – с перспективой ждать отселения от родителей 10-15 лет. И я рискнул, поставил на карту почти удачно начинавшуюся карьеру, подписал договор на право заработать 3-комнатную квартиру на стройках Олимпиады-80. Случайная счастливая возможность самому и ускоренно улучшить жизнь.

Моя первая профессия токаря, как и профессии из стройотрядов: землекопа, стропальщика, бетонщика, даже кровельщика и штукатура – штаб Олимпиады не заинтересовали, как никого не интересовали и в КБ, мне их даже отказались внести в Трудовую книжку, отказались запросить из МАТИ документы о присвоении профессий в стройотрядах. Разнарядку олимпийского начальства я получил 9 ноября 77 г., а 8 декабря 77 уволен из КБ, 12 декабря зачислен в ученики паркетчика, т.к. стелить паркет я не умел и даже никогда не пробовал. Экзотика. Им видней, где им кадры нужней и какие, но я направлен в пьющую бригаду. Мне просто не приходило в голову, что ученик паркетчика – может и не обучаться, а просто использоваться в качестве разнорабочего с красивым названием. И вернуться таким же разнорабочим. Но я собрал все возможные победы. Эпопею эту я описал в книге "Олимпийский марафон", поэтому - перешагну.

Я вернулся со строек 5 декабря 1978 г., а КБ и отпустивший меня отдел ещё закрыты не были. Причин этих мне знать - не полагалось, как и возможность соучастия КБ в таком проекте. Но причина была в том самом групповом отказе от работ по Заданию, о которых (о задании и отказе от него) я узнал из болтовни в курилке[16] туалета после моего возвращения.

Но из газет мы знали, что в США уже "челнок" делают. Как - нам не скажут. Да и мы, наше КБ, вроде бы, с этим не связаны, кроме работ по ПВД. Мы принадлежали Авиапрому, а на космос работало десятки иных предприятий.

Страна жила с уверенностью, что всё, что нужно, будет сделано, и будет сделано вовремя. Откуда населению было знать, что некто из спецов безнаказанно не хочет ничего делать? Кто-то должен был заменить отказников. Но кто? И на кого? И почему годами не меняли? Был ли коллектив отказников МПКБ таким незаменимым?

Просто приказы и обязательность их исполнения заменили на "свободы". Не все приказы исполнимы из-за возможного недостатка знаний и способностей у назначенного исполнителем. Но, если бы в минувшую войну каждый мог отказаться от заданий со ссылкой на свою бездарность, - страна проиграла бы войну. Но и между "даёшь!", "надо!", "приказываю", конкурсами способностей и создания ресурсов для этого, "постарайся, а мы поддержим, чем можем" – нужны пока не созданные правовые регуляторы.

10 лет спустя

Перелетим на несколько лет вперёд, в свершившийся успех.

После полёта "Бурана" в космос - его в июне 89 года возили на салон в Ле Бурже под Парижем на "Мрие"[17], обещанной КБ Антонова[18] в самом начале проекта[19], но так и не успевшей поработать на доставке "Бурана" в Байконур. Стране и гостям об этом не говорили.

А под что её вообще делали, если её уже реально заменил мясищевский[20] и ВМ-Т "Атлант"? Стране и об этом не говорили[21], т.к. проекты военные. А это огромный, сложный и срочно исполненный, политически важный и успешный дополнительный проект. Выполнивший практические перевозки на внешних консолях корпусов больших габаритов и веса, а не демонстрационные.

Это не "Мрия" демонстрировала "Буран", а уже прославленный "Буран" демонстрировал пока никому не нужную[22] "Мрию"! Но их воспринимали как пару. А о спасителе Мясищеве, о его команде и его "Атланте" - ни слова! Не справедливо.

Незаменимые "отказники"

Что-то аналогичное происходило с "Восходом". ТЗ (Техническое Задание) выдано, а по нему не работают, объявив невыполнимым. Скоро каждый назначенный соучастник проекта начнёт поставлять свою часть, а от "Восхода" будет - дырка. Вернее – по 4 дыры в приборной доске перед каждым из 2 пилотирующих космонавтов (для приборов-индикаторов высотно-скоростных параметров) и огромная "дыра" (пустое место) на месте блока управления полётом и посадкой. И отказавшихся не заменили.

И знаменитого ранее безотказного призыва "коммунисты – вперёд!" - не было.

Какой-то партийно-административный паралич. В том числе – в службе режима и в отделе представительства Заказчика.

Статья 69 УК (вредительство), как и статья "саботаж", по которым десятилетиями активно судили и "сажали", - не работали тут совсем.

Как и при недавно проваливавшемся тоже из-за обозванного неисполнимым проектом ССВЭ-2, который я без поручения рассмотрел и показал исполнимым и в нарушение правил - начал исполнять.

При Сталине незаменимых не было. И безнаказанных за отказ быть полезным при наличии квалификации - не было.

Впрочем, мелькнувшие "между прочим" мои слова о ССВЭ-2, ранее обозванном неисполнимым проектом, – важный ключ в моём поведении и в решении проблемы.

Да, вернувшись с олимпийских строек, я столкнулся в курилке туалета с разговорами о неисполнимом Задании для преодоления ультиматума фирмы Боинга, вынуждавших свернуть всю дальнюю авиацию СССР и соцстран, а полёты за границу совершать на Боингах, которые стали летать в 10 раз точнее по высоте, хотя международные договоры этого не требовали.

Я начинающий конструктор, а проблема – для ведущих и директоров, министров.

А ведущие спокойно говорили о скором разгроме нашей отрасли - врагом.

Это меня взорвало, толкнуло разболтать у ведущих-отказников секрет неисполнимости Задания, решить дома (дома!) проблемы проекта, рассчитать и вычертить дома (ночами!) требуемый неисполнимый прибор.

Мне, начинающему, далёкому до звания и опыта ведущего специалиста, поручили исполнение проекта, но для создания прибора в рекордно короткие сроки мне пришлось совершить ещё десятки преступлений. Умные и карьеристы на такое не решатся. Однако, я сделал и прибор ПЗВЭ-2, и систему сигнализации высоты эшелона ССВЭ-2.

Кафедры авиационных институтов МАИ и МАТИ такие приборы (и приборы для космоса) вообще не преподавали. Хотя некоторые земные приборы использовали и в космосе. Но это были авиационные институты, готовившие для Авиапрома. Каждый тип и вариант нового прибора разрабатывали не теоретики, а практики в КБ.

Никогда не слышал, чтобы МАИ и МАТИ собирали конструкторов на переподготовку. Меня не позвали ни разу. Скорее, конструктора-практики могли бы переподготовить своих профессоров, которые преподавали технику 15-летней давности. Ни один ВУЗ не учит, как сделать "то - не знамо что". А ведь год за годом создавали то, что недавно было - "не знамо что".

Обмена опытом не было, хотя "на бумаге", для отчётов - был. Знакомства с работами чужих КБ были запрещены!

Смежников мог знать только узкий круг администраторов и спецов. Я был избран руководителем "Комсомольского прожектора" и "Совета молодых специалистов", попробовал обсчитать расход бумаги в КБ и возможность заработка на продаже отходов, обсчитал, предложил убыточные действия заменить на доходные без ослабление секретности и порядка, и тут же был обвинён в нарушении границ допуска к сведениям, которые для пользы дела можно было просто расширить.

Был странный обмен опытом, когда дипломникам для защиты давали готовые чужие проекты из КБ, а распределяли их потом - в другие[23] организации. Самим не нужны не делающие полезное самостоятельно. Но и другим-то такие – зачем? Преподаватели тоже с прибором дипломника и с другими несекретными образцами - знакомились, но в свои лекции его на следующий год не включали. Это делало невозможным знание выпускниками всего передового. Преподавали знания прошлых десятилетий. На работе новичку сразу надо было и доучиваться, и переучиваться. Но это уже не высшее образование, а предварительное инженерное.

И вот на фоне моей победы в решении одного неисполнимого Задания – я сталкиваюсь с новыми разговорами об ином, но тоже НЕисполнимом Задании. На сей раз уже США грозит не отрасли, а всей стране. И это тоже вяло обсуждается без желания объединиться и победить!

Я по уши занят в взятом на себя проекте по защите Аэрофлота и Авиапрома от атаки Боинга. Но опыт разбалтывания отказников у меня есть, есть уже некое уважение за решение нерешаемого. И мне снова выбалтывают секреты Задания.

Но можно ли было доказать, что спецы "Восхода" - не правы? Пока никто не доказал это исполнением Задания. И кто может сделать "то - не знамо что"? Этому тоже ведь не учат![24]

И что ведущие спецы предлагали для начала исполнения проекта? Да ничего.

Можно ли им было уступить? Да, забрать неисполнимое Задание.

Эй, кто ТЗ возьмётся выполнить?

Или от проекта отказаться? Пусть летят американцы?!

Нет ответа. Тишина ...

Могу предположить ещё раз, что мы принадлежали Авиапрому, а на космос работало много иных предприятий. Но ведь в том числе и много авиапромовских. И официально ТЗ выдано и не отозвано!

Навряд ли руководству КБ была известная вся структура предприятий проекта. Неизбежно известны были только по согласующим и утверждающим подписям на присланном Задании проекта. Постановлением СовМина головным предприятием было утверждено московское НПО "Энергия"[25], предприятие п/я В-2572. Производство осуществлялось на Куйбышевском заводе ЦСКБ "Прогресс". Главный разработчик системы управления — харьковское НПО "Электроприбор".

Генеральным Конструктором - Валентин Петрович Глушко. И он тут же занялся сверхтяжёлой ракетой. Хотя его двигатели уже использовали на "Протоне" Челомея, который в сверхтяжёлом варианте УР-700 проектировался с достаточной полезной нагрузкой до 140 тонн, в том числе и с упомянутым мной ЛКС Челомея.

Непилотируемые "Протоны" УР-200 и УР-500 имели более 10% аварий и в версии УР-700 ещё вообще не испытывались. Было ли это основой заказа новой ракеты? Это – время проектирования, коллективы, производства, испытания, годы и миллиарды рублей. А США уже строят!..

Всё это полностью мне не было известно в 80-х, как не известно и в 21 веке с огромным числом публикаций про состоявшийся проект "Энергия-Буран".

Главным конструктором "Бурана" назначили Юрия Павловича Семёнова, занимавшегося в НПО "Энергия" орбитальными станциями.

Планер "Бурана" и все самолётные системы поручили заботам Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского и НПО "Молния". Но для совершенствования проектов Лозинского "Спираль", "Бор"…

Только США пёрли своей программой публично, практически де-факто объявив войну.

СССР народу программу "Бурана" публично не заявил. И, видимо, и потому, что некоторые узлы цепочек, как МПКБ "Восход", - были пока разорваны. Разослав Задание, стратеги СССР не могли создать линейный график проекта и назвать дату готовности.

Праздники со слезами

Каждый очередной День Космонавтики для меня, конечно, и Праздник, и дата грозди достижений моей страны, но это и пучок регулярных "праздничных" оскорблений администраций, которые меня сделали не замечаемым в отрасли и стране, незаслуженно неуважаемым.

И это нельзя замалчивать. У меня растут внуки и племянники, которые не должны меня стыдиться[26], должны знать поводы гордиться мною.

Мир должен также знать фальсификаторов исторической документации, которые фальсификации делали для выгод, наживы и наград, ради мести или иначе.

Нет, на моих глазах нет слёз. Я не пою песню о празднике со слезами на глазах. Я хочу создавать праздники без слёз. А слёзы – для дней (дат) горькой памяти. Но когда киношники раскручивают несправедливые истории времён революции и ВОВ, я вопрошаю их: - А современные несправедливости показать почему у вас по-прежнему смелости нет?

Если на 10-летие полёта "Бурана" в разгромленном корпусе "Бурана", превращённом в ресторан на набережной Москвы-реки возле ЦПКО, собрали "всех" участников проекта, забыв, что нас было 1,5 миллиона участвовавших, спутав желание праздника с творением панихиды, но никому и в голову не пришло пригласить к возможности узнать о нашем проекте максимум возможного, кто сколько сможет.

Я был бы рад больше узнать и про "Спираль", и про "Бор", и про их предшественника в "дипломе Гагарина+Со- "советским шаттлом" 1960-х, и про первый проект советского многоразового орбитального самолета "ОС-120", который не отличить от американского Space Shuttle, похожим на который вырастили "Буран". И про похожий ЛКС Челомея… И про немного похожий М-19 Мясищева…

Так важно знать эту историю шире, чем сам "Буран", который сам по себе очень сложен. Моя доля в нём была безумно мала. Но ни ничтожна, важна. И как сильно усложнили её несколько дурацких руководителей. А, представьте, сколько мешавших и усложнявших было у основных творцов ракеты и "Бурана"? Как завидую я их силам и восторгаюсь их успеху именно в преодолении всех мешавших.

 

 

К Продолжению: Риски

к оглавлению статей о "Буране" \ видео-обращения \

 

На одной из бизнес-конференций в Президент-отеле я однажды встретился с моим бывшим министром МАП. Он, естественно, таких подробностей, вероятно, не знал, взял мою визитку, и ... пропал. Не до моих забот ему. Стал менее внимательным и ответственным, или и был таким?

Выслал несколько раз письменные обращения к гаранту. Ответов нет. Видео-файлы его сайт не принимает поэтому пришлось видео выставить на Ютюб, а на него выслать ссылку для президента на ТВ-шоу 15 июня 2017. Ответов тоже нет ... Хотя правозащита (на бумаге) гарантирована каждому. Пора ежедневно делать честный отчёт о числе правонарушений и нарушений гарантий защиты, не создание компенсаций ущерба правонарушениями. И наказывать за нарушения ежедневно.

Начальствам история рассказана была многократно. После атак хакеров остались и выставляются миру:

Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву

Видео-письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \

письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К

Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К.

письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\

калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ истории создания унифицированных редукторов и приборов \ Попытка создания микроэлектроники др. элементов приборов \ интриги Восхода \ приборы МСК

Страница была повреждена в 2001 году хакерами на сервере и в нашем архиве.

Страница и уже свёрстанные сборники были повторно повреждены в 2003, 2005, 2007, 2013 году хакерами на сервере и в нашем архиве. Ведётся восстановление, но, возможно, остатка моей жизни на это уже не хватит. Если бы был Бог, я спросил б его, зачем такие суки на Земле, почему нет кары на них? Неужели такие суки имеют право жить и глумиться над такими, как я, как герои ВОВ, которым только я сделал странички, и как гений Лозино-Лозинский?

Известные истории о Буране \ Г. Е. Лозино-Лозинский \

Книга Ф.А. Цандера "Проблема полёта при помощи ракетных аппаратов"

Книга Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья"

неизвестные истории \

 

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 1 000 000 000 (миллиард!) посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

Концепция устройства государства \ Концепция должности Гаранта \ Концепция должности Президента \ Концепция местного самоуправления населения \ Концепция создания бюджета \ Концепция организации здравоохранения \ Концепция общенародной медицины \ Концепция непрерывного образования \ Музей Маленкова Семёна Кузьмича \ Музей Фонда гражданских инициатив \ о Фонде гражданских инициатив \

 

Переход к меню сборника №1 "УНИКУМ"

"Уникум, мечтавший о безработице"

"И один в поле воин"

"Капризный новичок"

Книга 3. Поэтический сборник \ Безумные проекты ХХ века

Книга 4. Выборы и избранники \ Мир без насилия

Книга 7. О демосе демократической страны

Новомосковск – родина Уникума

Книга 1. Дума о Думе \ мифы и легенды \

К сборнику №3 "Северный флот"

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

К сборнику №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

Статьи Маленкова С.К. \ Чёрный список

журналистика Маленкова С.К. \ новояз \

Фоторисунки \\ фотогалереи \ афоризмы

правовые концепции Маленкова С.К.

Что такое хорошо? \ Что такое плохо?

Выход в архив изданного

Тематический перечень идей Маленкова С.К.

Блин Маленкова и 35-я годовщина секрета масленицы

Список рекордов Маленкова С.К. \ полезные ссылки

Правовые акты с комментариями Маленкова С.К.

Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи)

Отзывы, рецензии, диспуты Маленкова – на портале STIHI.ru

Страничка Маленкова на proza.ru \ Новомосковск

ã Фонд гражданских инициатив  Ò, МО МОИП, 1993-2021

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов

ã Гражданская инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2021

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДАННОМ РЕСУРСЕ (и в копиях резервных библиотек дружеских сайтов) ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. Ссылка на сайт, страницу размещения, на автора книги и идей, на публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке, при упоминании и копировании – обязательна. Коммерческое переиздание или патентование идей без согласия автора или наследников – запрещается.

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов, влиятельных людей и простых граждан.

Наш адрес: 123458, Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \  Skype: : uniqum-star

E-mail: fogrin@rambler.ru

Предупреждение: Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.

Использование адресов электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного мусора

будет наказываться.

"Гражданская Инициатива" на других порталах:  www.bigherald.narod.ru/ \ www.fogrin.narod.ru \ fogrin.narod.ru/medtrans/index.html \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru\ www.santaelena.strana.de \ www.president4rf.narod.ru/ \ www.prezident16.narod.ru/ \ www.superuniqum.narod.ru/ \ www.teach2teach.narod.ru/ \ www.uniqum.strana.de \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ www.alyscheva-l.narod.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.a-rytoff.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.medtransp.narod.ru/index.html \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.alyscheva-l.narod2.ru \ www.andrumos.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ blog.trud.ru/users/1673356 \ дневник Уникума в Труде \ liveinternet.ru/users/939650 \ prostak1.livejournal.com \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ www.stihi.ru/avtor/dekor \ www.stihi.ru/avtor/artistvmu \ proza.ru/avtor/uniqum \ proza.ru/avtor/golovanova1 \\ Маленков С.К. на litprichal.ru \ Маленков С.К. vkrugudruzei.ru \ Маленков С.К. "в контакте" \ Маленков в самиздате samlib \ www.facebook.com/fogrin \ Министерство международных дел Маленкова на facebook \ Маленков на twitter \ Уникум на nethouse \ книги Маленкова на calameo \  родословная Маленковых \ фотогалерейки Маленкова С.К. \ Уникум в odnoklassniki.ru \ блог и фотоальбомы Маленкова С.К. в www.rasfokus.ru \ Маленков С.К. в Русском собрании литераторов \ С.К. Маленков в соцСети spooo.ru \ Маленков С.К. на mirtesen.ru \ colnect.com/ru/collectors/collector/uniqum \ Маленков в sambook.by - самиздат в Белоруссии\

 

Рейтинг@Mail.ruКаталог популярных сайтовЯндекс цитированияHotLog

Обновление: 01-01-2021fog

Создана 2001-05-05

 



[1] Гражданская инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась мудростью окружавших

простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть чьим-то рабом, стремящейся к содружеству и к

сотворчеству в обществе.

[2] Мной создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей или чиновников. В воле

народов – время и пространство внедрения этой системы.

[3] Но подобные проекта ранее были у Челомея (ЛКС) и у Мясищева (М-19).

[4] Как ракетоплан ЛКС был задуман Челомеем ещё 1960-м году. Спроектированный под возможности его же

ракеты "Протон", т.к. сокращало число смежников, согласований, зависимостей от чужих проблем. К нему

был и проект аппаратов снабжения, аппаратов десанта до 40 человек. К нему или вместо него "Протон"

мог нести маневрирующие боеголовки. Челомей один готов был защитить страну, но его от этого

отодвинул Устинов, передавший Королёву проект "Алмаз". 8 декабря 1984 года Челомей умер от

сердечного приступа.

[5] Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 409—183 от 29 апреля 1962 г., ОКБ-23 (в настоящее время КБ

"Салют" (предприятие п/я Р-6601), подразделение ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), вошло в состав ОКБ-52 как филиал № 1 (с 3 октября 1960 года),

[6] МБР лёгкого класса УР-100 ("Универсальная Ракета"), МБР среднего класса УР-200 (проект с 61 г. 8К81),

МБР тяжёлого класса УР-500 (проект с 62-64 г. 8К82, от 8,4 до 21 т. полезной нагрузки) и сверхмощную

РН УР-700 (с полезной нагрузкой до 140 т.). Имела шансы использования, т.к. в КБ Челомея работал сын

Хрущёва Н.С. и проекты Челомея поддерживал академик Келдыш. Ракета именовалась "Геркулес" и

"Атлант", но всё же названа по имени первой полезной нагрузки – спутнику "Протон", в конце 1970-х —

начале 1980-х годов предполагалась носителем проектировавшегося многоразового пилотируемого

корабля ЛКС.

Лёгкий Космический Самолёт – (ЛКС, LKS) был проектом СССР под руководством Владимира Челомея в

ответ на космический шаттл США. ЛКС был меньше и дешевле своего американского аналога, но от него

отказались в пользу более крупного "Бурана" с "равными возможностями". Утверждая, что проект

"Буран" слишком велик, тяжёл и дорог для реализации в России, Челомей спроектировал ЛКС в 1979

году. Он приказал построить полномасштабный макет, чтобы ещё больше стимулировать интерес. Однако

проект так и не был полностью санкционирован, и в 1982 году Советское правительство официально

приказало Челомею прекратить дальнейшие разработки. В марте 1983 года Челомей предпринял ещё

одну попытку получить разрешение на строительство ЛКС для отражения межконтинентальных

баллистических ракет США. Это тоже оказалось бесполезным. В 1991 году макет был уничтожен, но

модификация и роботизация ЛКС могла быть успешной и дешевле доработок Бурана.

ЛКС мог быть ранее запущенным для торможения проекта "Звёздных войн" США, быть успешным и

дешевле. ЛКС мог бы испытать аналог автомата посадки "Бурана", который можно было продолжить

дорабатывать и внедрять в Аэрофлоте.

[7] 16 июля 1965 года двухступенчатой РН УР-500 был произведён запуск на орбиту научной космической

станции "Протон-1" массой 12,2 т. РН "Протон-К" стартовала 310 раз, из которых 277 были полностью успешными. 15.12.2014 400-й пуск РН "Протон" в истории с 1965 года (86 пуск РН "Протон-М")

[8] Машиностроительный Завод (позже - им. М.В. Хруничева) заложен 30 апреля 1916 года в Москве для

серийного производства первых отечественных автомобилей (1916-1923), затем он служил развитию

авиастроения (1923-1960), далее - созданию ракетной и космической техники (c 1960 по н. в.).

[9] 20.02.1986 — запуск базового модуля "Мир", первого компонента космической станции "Мир".

[10] М-19 предлагалось строить как многоразовый воздушно-космический самолёт (ВКС) горизонтального

взлёта и посадки. ВКС мог последовательно совершать полёты в космос и обратно, нуждаясь только в

некотором обслуживании и дозаправке. М-19 мог бы стать носителем различного вооружения или

специальной аппаратуры военного назначения, его можно было использовать в научных целях и т.д.

За счёт крупного грузоотсека ВКС получал возможность перевозки грузов и людей на орбиту и обратно.

При успешном решении всех инженерных задач М-19 мог получить ядерную энергоустановку. Такое

оснащение обеспечивало почти неограниченную дальность полёта и возможность выхода на любую

орбиту. В перспективе не исключалось применение М-19 при освоении Луны. Готовый образец ВКС

М-19 мог бы появиться после 1985 г.

[11] Оптимальной для ВКС посчитали комбинированную силовую установку, включающую 10 турбореактив-

ных и 10 прямоточных двигателей, ядерный реактивный двигатель и дополнительное оснащение. Для

маневрирования в космосе использовалась отдельная установка с жидкостными рулевыми двигателями.

ВКС М-19 должен был иметь длину 69 м (без сбрасываемого обтекателя) и крыло размахом 50 м.

Взлётная масса достигла 500 т. Сухой вес составлял 125 т, на топливо приходилось 220 т. В грузоотсеке

размером 4х4х15 м можно было поместить до 40 т нагрузки. Потребная длина взлётно-посадочной

полосы составляла 4 км. Собственный экипаж М-19 включал от трёх до семи человек, в зависимости от

поставленной задачи. При выполнении тех или иных миссий в грузоотсеке мог помещаться обитаемый

космический аппарат со своим экипажем. Но готовые ядерный, ТРДДФ и ПВРД, подходящие для

М-19, пока отсутствовали. В октябре 1978 г. В.М. Мясищев умер.

[12] Библиотекари многих библиотек экономили свои силы, давая читателю порыться на полках, т.к.

знающий тему, - быстрее найдёт нужное.

[13] эта пара слов даже стала брэндом для сети магазинов.

[14] значит, исключалось моё ознакомление с секретами.

[15] секрет он не раскрыл, но у меня был выбор: квартира или карьера.

[16] Формально такие комнаты не создавали, под них неформально занимали курильщики комнаты с

рукомойниками.

[17] На украинском языке – мечта.

[18] Олег Константинович Антонов родился 25 января (7 февраля) 1906 года, умер 4 апреля 1984 года. В 1984

году предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжёлого транспортного самолёта

Ан-225 "Мрия". 21 декабря 1988 года он совершил первый полёт. В мае 1989 года выполнены полёты с

"Бураном" на Байконуре, а в июне самолёт с "Бураном" принял участие в авиационном салоне в Ле Бурже.

[19] если техническое Задание на систему разослали в 1976-м, то что сдерживало начало проектирования до

84 года? Отсутствие опыта и образца расчётов с такими видами нагрузок? Ракет с такими нагрузками

тоже до этого никто не считал!

[20] В.М. Мясищев умер в октябре 1978 г., и для его бомбардировщиков перевозка корпусов ракет и "Бурана"

"на спине" – чужие непрофильные заботы. Его команда выполнили задачу, вытянула и "чужой" проект,

технически сложный и дорогой, но временный, почти одноразовый, с учётом догонявшей Мрии, не

ссылаясь на занятость своими. Но они не отказались и оперативно обеспечили модификацию своих

самолётов и перевозку частей ракеты и "Бурана".

[21] В МАТИ и в МАИ изготовлению таких самолётов не учили.

[22] Шли уже обсуждения не продолжения, а закрытия проекта "Бурана". Противостояние проведено

достойно. Что ещё? Денег нет.

[23] Я подготовил 3 дипломников техникума, но ни один не вернулся работать в нашу бригаду на знакомую

им тему. Но люди без инициатив и навыков реальных проектных работ, а не их имитации – мне-то не

нужны.

[24] Не было лекций по поведению в изобретательстве, в неизведанных и смежных областях. В законах и в

бюджете нет норм на риск исполнителя при создании нового. Нет экспертов по защите от злоупотреб-

лений.

[25] В 21 веке появились тёзки по названию, что является недостатком системы регистрации, мешает

созданию устойчивых брэндов.

[26] не должны считать хвастуном, действия которого не подтверждают документы предприятия и мини-

стерства. Для этого надо прорвать заговор замалчивания.